Танцующая по волнам

(Турция, июнь 2004 г.)

«Бегущая по волнам», «Турецкие каникулы», «Пражская весна» - вот лишь небольшой перечень фестивалей, которые готовит и проводит Центр «Образование и культура мира» под руководством Наталии Валентиновны ГУСЬКОВОЙ. Недавно семинар для хореографов в Китае решили провести. Читатели нашей газеты прекрасно знают эту организацию по публикациям и рекламе, а многие уже побывали на их фестивалях и стали добрыми друзьями.

Минувшим летом на фестиваль в Турцию был приглашен и «Танцевальный Клондайк». Мы не случайно публикуем собранный материал в канун Нового года – не пройдет и пары месяцев, как многие хореографы и руководители коллективов уже начнут подумывать о том, куда поехать на летние каникулы с детьми.

Уверяем, фестиваль «Бегущая по волнам», который проводиться в Турции под названием «Турецкие каникулы», стоит включить в свои планы. Не верите? Тогда приезжайте на ближайшие фестивали, которые готовит Центр «Образование и культура мира». Вернувшись, вы убедитесь, что эти люди умеют и отдыхать, и танцевать, и работать... И вопрос, - куда отправиться на лето с детьми? – станет риторическим. Конечно же, в Турцию, на «Турецкие каникулы» с «Бегущей по волнам».

- У них не бывает накладок....
я все же победил желание нырять до полуночи и вылез из моря. Кое-как уговорил сам себя отложить поход на волейбольную площадку. Запретил смотреть в сторону водяной горки и бассейна. Наступил на горло собственной песне, не поехав с коллективами по историческим местам Турции. Забыл думать о поездке на турецкий рынок с дешевым золотом и дорогими сердцу скидками. Я с грустью посмотрел на море. Проводил взглядом девушек в купальниках, рисующих своей походкой путь удовольствия. Мне надо было работать. Я взял в баре еще один фужер красного вина и, вернувшись к своим собеседникам, включил диктофон. За столом сидела группа людей, мне пока не знакомых, но уже не в первый раз присутствовавших на фестивале «Бегущая по волнам».

-Прям таки и не бывает! – возразил я. – Накладки бывают у всех. Накладки бывают всегда, даже при записи заключительного концерта «Песня года» и «Рождественских встреч» Аллы Пугачевой.

Мои собеседники затихли. Я ликовал. Мне казалось, что они прокручивают бесчисленное множество недоразумений, накладок, неприятностей и всего того, что должно неизбежно сопровождать фестивали, проводимые в чужой стране небольшой группой людей. Забыли встретить. Разместили не так, как обещали. Не хватило еды. Обругали организаторы, сорвав свое настроение на тех, кто им платит. В номерах нет туалетной бумаги (течет кран, нестиранные простони, не включается свет и т.п.) Не дали время на репетицию. Заставили доплатить сверх оговоренной суммы за то, что курс доллара, пока ехали, упал, а евро вырос. Запороли диск. Поместили детей рядом с пьяными туристами. С чего же начнут жаловаться на этом фестивале?

Мои собеседники помолчали еще немного, и вдруг одна из них осторожно сказала:

-Вчера встречу с руководителями задержали на десять минут... Ждали двух руководителей.
-Вот я же говорил... А еще?
И все замолчали. Замолчали надолго и молчанием этим сказали все, давая неоднозначно понять, что тему бы надо перевести. И я перевел. Перевел банально, потому что не ожидал. -Ну а если говорить о плюсах? – спросил я и отхлебнул вина.
-Если говорить о плюсах? – переспросили меня и откинулись поудобнее в креслах... Начинался приятный для всех разговор под зонтиками на терассе отеля Mir Club Kizilot – одного из самых известных и качественных (если так можно сказать об отеле) на всем побережье турецкого местечка Сиде.

Говоря формально вот лишь некоторые принципы работы сотрудников Центра «Образование и культура мира» при организации фестивалей. Часть этих принципов высказала Наталией ГУСЬКОВОЙ, часть собрана мной из мнений участников и моих собственных наблюдений.

Высокое качество мест проведения. Не в пример многим туристическим фирмам, в котором основным эталоном в выборе пансионата служит цена номера, «а дети на раскладушках поспят», Наталья Валентиновна очень часто идет на финансовые жертвы ради качества обслуживания. Есть некоторые вещи, которые уважающие себя пансионаты просто не могут себе позволить. Вместо того, что приезжать в низкопробные места и ругаться по поводу низкого качества номеров, для фестиваля «Бегущая по волнам» подбираются такие отели, в которых качество обслуживание не зависит от того, поругались вы с горничной или нет. Оно поддерживается всегда.

Безопасность детей. Пансионаты и места проведения фестивалей подбираются таким образом, чтобы дети и их руководители находились под надежной охраной. К минимуму сведены проникновения извне, а так же возможности контакта детей со взрослыми сомнительных взглядов. Высокое требование придается и транспорту, на котором путешествуют участники фестиваля, будь то самолет, автобус, машины, заказанные для экскурсий членов жюри и руководителей.

Отдых – не помеха творчеству. К нам в редакцию неоднократно приезжают руководители и жалуются, - были на фестивали (в Болгарии, Венгрии, Турции, Германии и т.п.). Два дня – фестиваль, десять – туристы. Знали бы, за меньшие деньги поехали бы сразу как туристы и детей не тащили, чего в игрушки играть.

«Турецкие каникулы» в этом смысле – золотая середина между фестивалем и отдыхом: неделя – фестиваль, неделя – отдых. Тут вам мастер-классы и походы на местный рынок, полноценные репетиции и шведский стол, просмотры номеров до позднего вечера и экскурсии по исторической Турции, встречи жюри с руководителями и игра с почетными гостями в водное поло и волейбол. Открытие, закрытие, галаконцерт, вручение призов, слова со сцены и посиделки до позднего вечера в вестибюле – единственном месте, где хоть и на турецком, но транслируют матчи сборной России на Кубке Мира по футболу. К слову о шведском столе следует заметить, что фестиваль «Турецкие каникулы» чуть ли, пожалуй, не единственный, кто решился предоставить сотням детей систему all in inclusive, когда отдыхающим разрешается не только неограниченно есть, но и пить любые напитки.

Неограниченное время репетиций для коллективов. Ну, не совсем, конечно, но по сравнению с другими фестивалями разница существенная.

Нельзя не отметить и еще один факт, который может быть понятен только хореографу – обсуждение номеров. Не для кого не секрет, что зачастую члены жюри на круглых столах с руководителями и хореографами отделываются общими фразами о увиденных номерах в целом, а еще хуже – пустыми рассуждениями о будущем отечественной хореографии. Легко понять разочарование хореографа, когда он, проделав путь длинной в двое-трое суток на поезде, затем самолетом (а бывает и того дольше) за свои же собственные деньги слышать от уважаемого им человека в лучшем случае банальное «вам надо поработать над его техникой». Не редки случаи, когда член жюри вообще не может вспомнить, о каком номере идет речь.

Однако какой бы слабый не был коллектив, для его руководителя, помимо всего прочего, участие в фестивале – это возможность научиться. Здесь надо отдать должное Валентине Матвеевне ПАСЮТИНСКОЙ – давнему и бессменному председателю жюри всех фестивалей Центра «Образование и культура мира», она смогла сделать так, что встречи руководителей с жюри не проходят впустую. Каждый номер, каждое выступление, будь-то начинающий детский коллектив с Чукотки или именитая солистка из Петербурга, Валентина Матвеевна сопровождает скрупулезными заметками. Кипы исписанной бумаги – лучшее свидетельство внимания жюри к участникам. И, как следствие, весомость принимаемых решений и выставляемых оценок. Не потому ли, хоть и идут стрепетом на «разбор полетов» руководители, выходят они почти всегда со словами благодарности.

И еще одно, еле уловимое и понятное скорее на уровне ощущений, а не на уровне логики. Возьми столько, сколько сможешь унести сам, - гласит мудрая пословица. Организаторы не взваливают на себя лишнее, не меняют в последний момент продуманные в Москве планы, не суетятся и не придумывают на ходу проблем. Они уже сотни раз все просчитали и если решили что-то делать, это обязательно сделают. А уж если и произошли изменения в программе, будьте спокойны, вам не придется бегать за организаторами, вас обязательно найдут и введут в курс дела.

Повествуя о фестивале «Турецкие каникулы» нельзя не затронуть и ту роль, которую он играет в той самой культуре, поборниками которой мы все стараемся быть. Мысли о том, что же такое фестиваль «Турецкие каникулы» посетили мою голову приблизительно к середине фестиваля, когда я, сидя с Наталией Валентиновной, наблюдал за бассейном: дагестанские дети плавали наперегонки с циркачами из Заполярного круга, на шезлонгах танцовщицы из Якутии обменивались своими впечатлениями с коллегами из Казахстана, возле бара показывали своим конкурентам из Москвы танцевальные движения девушки из Бурятии. «Образование разное, культура одна», - мелькнула у меня в голове, и я невольно вспомнил название Центра – организатора фестиваля – «Центр образование и культура мира».

-Наталья Валентиновна, что самое главное в вашем фестивале?
-То, что дети через танец, через культуры обучаются, обмениваются мнениями, идеями. Через это взаимное общение они становятся богаче, образованнее, свободнее.
-Не слишком ли это глобально?
-Глобально или нет, это проходит на каждом нашем фестивале. Махачкала на этом фестивале – фавориты. Вечером они на сцене покажут всем…

А вечером, когда все одели костюмы, каждый свой, и жюри заняло места за столиками, и погас свет, началось очередное отделение конкурса. Дагестанские дети танцевали дагестанские танцы, казахские дети танцевали казахские танцы, Якутске дети танцевали якутские танцы, бурятские дети танцевали бурятские танцы, а потом дети из Москвы танцевали танец Кармен, а дети из Подмосковья танцевали латиноамериканские танцы, а еще дети казахские танцевали танцы арабские, а потом – русские, и современные – хип-хоп, диско, - то же многие танцевали, не зависимо от национальности и страны, откуда они приехали. А турецкие звезды невероятной красоты ковер, в который ручейками вплетались культуры разных народов, отчего становился он все краше…

А на следующее утро необходимо было улетать. Последняя ночь – она же как ночь перед расстрелом. Разумеется, танцы в последнюю ночь на дискотеке не на жизнь, а на смерть. Вытанцовывающие акробатические па циркачи умудрились пластиковый стул на носу подержать; казахские красавицы – Оля, Настя и Надя – отправили отправили отдыхающих мужчин в аут своими танцами живота; якутские девушки в приталенных брюках исполнили «техно» так, что Бритни Спирс, поглядев на них, сразу бы бросила свою карьеру, поскольку ни одна Бритни, и даже ни одна Спирс не сможет добавить в свой техно национальные движения и мотивы.

И вот среди этого вихря стилизованной народной хореографии, поставленной ее Величеством Импровизацией на музыку Верки Сердючки, протискивается, пританцовывая. директор отеля Mir Club Kizilot Господин Эркоч, утанцованный до неисчезающей улыбки, и несет в сторону ди-джеев CD-диск. А потом…

А потом этот самый директор отеля выходит на танцевальную площадку и объявляет, что сейчас прозвучит исконно турецкая музыка, под которую танцевали далекие предки современных турок прежде, чем отправиться на войну. И чтобы вы думали? Звучит наша, можно сказать, родная лезгинка. К нескрываемой радости дагестанской делегации, которая не заставила себя долго уговаривать. Накинула на головы платки и пустилась в пляс…

И мало кто на дискотеке знал, что это вовсе не шутка отеля, что на этом самом побережье, рядом с тем валуном, возле которого вчера закончился гала-концерт и были розданы призы, несколько веков назад ,отправляясь на войну танцевали лезгинку предки наших кавказцев и…наших турков. И лишь Небо свидетель тому. То самое Небо, которое смотрело на бегущую по волнам и благословляло ее легкий, возвышенно-чистый танец любви.

Боролся и все не поборол желание не работать на фестивале
Сергей ПИЧУРИЧКИН

Лучшие фотографии

При поддержке